Четверг, 18.04.2024, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МБОУ "Школа №26" г.Керчь Шмайхиль С.В.

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Услуги » методобъединение учителей математики, физики и информатики » Математика (средняя школа) (Математика (средняя школа))
Математика (средняя школа)
librarianДата: Среда, 17.10.2012, 21:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

5 класс

Содержание

Натуральные числа и их сравнение.
Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Цель изучения
Закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических действий с натуральными числами.
Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений.
Развитие умений решения текстовых задач.
Развитие умений решения логических задач.
Прогнозируемый результат
Уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа.
Уметь сравнивать натуральные числа.
Уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий.
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.
Оборудование
Холст с изображением очага.
Под холстом открывающаяся потайная дверь, сделанная из ватмана.
Рисунки к задачам.
Форма проведения урока

Сказка-соревнование.

Ход урока

… Сегодня у нас необычный урок повторения темы "Натуральные числа", урок-соревнование, участниками которого будут три команды (на команды учащиеся разделились заранее, по желанию). Познакомлю вас с правилами состязания.

Правила

Соперникам по очереди задаются вопросы. Будьте внимательными, так как некоторые из них адресованы всему классу. В этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку.
Если команда не может ответить на вопрос или дает неправильный ответ, то право ответа предоставляется соперникам.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
В зависимости от количества набранных баллов, в конце урока соревнующиеся получают оценку.
Таковы условия соревнования.

Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино", но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете, Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.

Итак, каморка папы Карло…
На стене висит холст с изображением очага, перед ним сидят Буратино и Сверчок.



Сверчок поведал Буратино о том, что в каморке кроется какая-то тайна, и чтобы ее узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, записаны на холсте. Буратино - мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

Задание 1

I команде

Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:
а) **** и ***;

б) 32** и 31**.

Ответ:
а) **** > ***;
б) 32** > 31**.

II команде

Угадайте корни уравнения:
а) 5 × х = х × 4;

б) у × у - 1= 15.

Ответ:
а) х = 0;
б) y = 4.

III команде

Найдите значение выражения:
а) 69 × 27 + 31 × 27;

б) 202 × 87 - 102 × 87.

Ответ:
а) 2700;
б) 8700.

Выполнено первое задание, и вам открывается тайна - за холстом есть потайная дверь. (Холст убирается, под ним - закрытая дверь, сделанная из ватмана). А что за этой дверью - не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика. Внимание!

Задание 2

Буратино лег спать пораньше, в семь часов вечера, предварительно заведя будильник на восемь часов с тем, чтобы встать утром.
Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник?



Отвечать будет I команда:
1 час.

У Буратино в комоде лежали вперемежку три пары чулок с красными полосками и 5 пар чулок с синими полосками.
Какое наименьшее число чулок он должен взять из комода в темноте, чтобы иметь не менее пары чулок одного цвета?



Отвечать будет II команда:
3 чулка.

Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далекая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня "Три пескаря". Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться. Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо - жарилась утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку. Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст еще 7 золотых монет впридачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас.
Одна утка на вертеле жарится до готовности один час. За сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки?



Это вопрос III команде:
1 час.

Все обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди нее - маленький домик. В нем жила Мальвина - девочка с голубыми волосами. За ее домиком дорога разветвляется на три части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.
Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Все участники соревнования решают уравнение в тетрадях, а один человек от команды - у доски. Будьте готовы помочь представителю своей команды.



Задание 3

I команде

Решите уравнение:

(х + 3) × 7 = 133.

Ответ:
х = 16.

II команде

Решите уравнение:

181 - 8х = 45.

Ответ:
х = 17.

III команде

Решите уравнение:

124 : (х - 14) = 31.

Ответ:
х = 18.

К пруду Тортилы вел указатель с числом 17, поэтому Буратино пошел по второй дороге.

Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в Страну Дураков. Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю.
Они ему посоветовали вырыть три ямки, в первую ямку положить х монет, во вторую - на три монеты меньше, чем в первую, а в третью - в два раза больше, чем во вторую.



Задание 4

Составьте к сформулированной задаче уравнение и запишите его в тетрадях.

Ответ:
х + (х - 3) + (х - 3) × 2 = 7.

Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они направили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.

Задание 5

Если вы хотите узнать, чем это путешествие закончилось, вам придется последовать за Буратино по математическим кочкам. Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте. (Цепочкой, по одному, выходят к доске и записывают ответы.) Если увидели, что предыдущий участник команды допустил ошибку, можете ее исправить.



Ответ:
106; 102; 103.

Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.

Наконец-то, Буратино подошел к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зеленых лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.

Задание 6

В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей. Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта? Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!



Ответ:
4 × 58 × 6 × 2 = 2784 утки.

Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.

Задание 7

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.
Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано "Здесь лежит золотой ключик", на синей - "Непустая коробочка", на зеленой - "Здесь сидит змея". Тортила прочла надписи и сказала: "Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой - змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой".



Так где же лежит золотой ключик?
Кто первым объяснит решение задачи - принесет команде один балл.

Ответ:
в 3 коробочке.

Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой.

С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?

...

Право открыть потайную дверь предоставляется участнику победившей команды. (Открывается дверь, учащиеся видят плакат, на котором записано четверостишье).
Преодолев так много испытаний,
Вы оказались у дверей в Мир Знаний.
"Входите в нее!" - говорю я всем
Учащимся школы № ...!

За помощь Буратино всем большое спасибо!

Участники победившей команды за урок получают пятерки.
 
librarianДата: Среда, 17.10.2012, 21:02 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Обыкновенные дроби

Цель:
Обобщить и систематизировать умения и навыки определения вида дробей, сравнения дробей, провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала.
Учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

Содержание темы: Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия.
Организационные формы общения:
групповая;
индивидуальная;
коллективная.

Структура урока:
Мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока (игровой замысел).
Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
Итог игры, подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Оборудование:

1. Видеомагнитофон с записью фрагмента;

2. Перфокарты на каждого ученика;

3. Рисунок Солнца и лучей на каждого ученика;

4. Цветные карандаши;

5. Магнитофон со звуками Земли (шум прибоя, щебет птиц и т.д.);

6. Листочки с записями вопросов по теме;

7. На доске рисунок ракеты, бумажные звезды;

8. Лист настроения для каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающееся, грустное, без эмоций).

На доске записан план урока:
Допуск к полету.
Ликбез.
Гость на корабле!
Вспомним о Земле.
Сотворим! (Взгляд их космоса).
Солнечный бенефис.
Мягкая посадка.

Ход урока

1. Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа. У каждого из вас на парте лежит лист настроения. Я прошу вас на этом листе отметить личико человечка, настроение которого совпадает с вашим. Лист отложите на край парты, и начнем урок.

2. Постановка темы урока. Сегодня на уроке мы отправимся в космический полет, в котором вам понадобятся ваши знания по математике, умение сравнивать дроби и определять их вид. Наша миссия заключается в том, что мы должны совершить виток вокруг Солнца, провести исследования, связанные с его лучами и вернуться на Землю, совершив по возможности мягкую посадку. Я уверена, что наша миссия выполнима.

3. Устная работа. Чтобы попасть на корабль мы должны получить допуск к полету, а для этого вспомнить некоторые правила: - Что такое дробь? Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби? Какие виды дробей Вы знаете? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной? Может ли правильная дробь быть больше единицы? Всегда ли неправильная дробь больше, чем единица? Как сравнить две дроби, одна их которых правильная, а другая неправильная? Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем? (Дети с доски снимают звезды, читают вопрос, написанный на обратной стороне и отвечают на него. Класс оценивает ответ. По окончании этой работы на доске появляется девиз урока). Прикрепить девиз. (Будем учиться, будем расти, к звездам далеким проложим пути).

Допуск получен и полет начался.

4. Ликбез – это посещение планеты «Ликбез». (Ликвидация безграмотности). Нужно правильно прочитать следующие записи и дать объяснение выделенным дробям: 3/4, 11/10, 6/12, 3/1000, 5/247, 3/8, 9/5, 8/9, 7/14. (Дети объясняют смысл дроби).

5. Гость на корабле! Сегодня на уроке у нас гость. Это учитель из г. Санкт- Петербурга Анатолий Арсеньевич Окунев. Он хочет поделиться с вами своими знаниями. Давайте его послушаем. (см. видеозапись на кассете, Окунев А.В.)

Докажите, что 10/20 = 1/2. (Один человек из класса выполняет доказательство на доске, остальные – в тетради).

6. Физминутка. Все космонавты, находясь в космосе, очень скучают по дому, по родной планете. Мы сейчас послушаем звуки нашей планеты и попробуем определить, что это за звуки. (Релаксация - рассвет у моря). (Сделать несколько упражнений). Включить магнитофон со звуками шума волн пения птиц.

7. Сотворим! (На корабле работает художественная мастерская). Каждому ряду предстоит выполнить задание: изобразить портрет дроби. Для первого ряда дробь 3/10, для второго – 7/10, для третьего – 5/10. У вас на партах есть «холст», на котором вы будете работать. (Дети в течение 1-2 минут изображают дробь. Создается портрет дроби и персональная выставка каждого ряда).

Показать получившиеся портреты, отметить наиболее удачные.

8. Солнечный бенефис. Мы в математическом полете, и поэтому Солнце тоже математическое и лучи у него не просто лучи, а числовые лучи. Чтобы наша миссия была выполнена, нужно дроби, изображенные на звездах расположить правильно на солнечных числовых лучах. Таким образом, мы совершим виток вокруг Солнца и сможем лететь домой.3/4, 1/4, 6/4, 5/4, 2/4, 4/4. Сделайте вывод о взаимном расположении дробей и сравните их. (Дети делают выводы). Итак, миссия выполнена. Летим домой!

9. Самостоятельная работа. Чтобы посадка была мягкой необходимо поработать с перфокартами, которые находятся на партах. Задание - сравнить дроби. Задание выполняется по вариантам. Дети выполняют задание под копирку и сдают оригинал работы. Проверка по готовому эталону. (Время выполнения примерно 3 – 4 минуты).

10. Итог урока. Сначала подводят итог ученики, а потом, при необходимости, дополняет учитель. Отметка в листе настроения. (2-3 минуты).

11. Домашняя работа. (1 минута). Сочинить стих о сегодняшнем полете или дополнить рифмы до стихотворения.
Летали;
Знали;
Учили;
Повторили;
Решать;
На пять.

Резерв.
Одна тысячная километра – это …
Одна триста шестьдесят пятая года – это …
Одна двадцать четвертая суток – это …
Одна шестидесятая часа – это …
Одна двенадцатая года – это …
Две шестидесятых минуты – это …

Обыкновенные дроби, сравнение обыкновенных дробей

Цель урока:
обобщить и систематизировать умения и навыки определения вида дробей, сравнения дробей, провести диагностику выявления уровня подготовленности детей к восприятию дальнейшего материала;
учить применять знания в практической ситуации, формировать отношение ответственности к полученному заданию;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

Данный урок является уроком повторения, обобщения. Учебный материал я отбирала в соответствии с программными требованиями, при этом учитывала особенности восприятия материала учеников 5 класса.

Урок проводился в форме урока–путешествия. Использовала такие методы обучения, как игровая ситуация. Причиной выбора этого метода является то, что он повышает интерес к занятиям, облегчает восприятие, снимает нервное напряжение и повышает эффективность урока. Все этапы урока соблюдены и, благодаря форме урока, имеют плавный переход от одного к другому.

Сочетание различных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая) позволило вовлечь учащихся в активный процесс общения. Фронтальная работа предусматривала совместную деятельность учителя и учеников. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся я использовала объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод, исследовательский, а также такой прием, как просмотр учебного материала с использованием видеомагнитофона.

Зрительному восприятию способствовала подобранная наглядность (Рисунки, эталон выполнения самостоятельной работы).

В начале урока я, в отличии от традиционного начала – проверки домашнего задания, провожу актуализацию знаний, стараясь вызвать интерес к познанию. Урок сопровождается атмосферой сотрудничества. Я думаю, что такой подход имеет важное воспитательное значение.

На уроке ученикам я сообщила тему, цели урока, а девиз урока был найден с помощью выполнения простейших заданий по теме.

На уроке использовала принцип от простого к сложному, принцип доступности. Так, посещение планеты «Ликбез» соответствовало простому заданию: прочитать дроби и для некоторых из них дать объяснение. Просмотр видеозаписи имел несколько целей: во-первых, дети узнали новое о дробях, а во-вторых «познакомились» с учителем Санкт-Петербурга Окуневым А.А., технологию которого используют многие учителя математики.

Используя здоровьесберегающие технологии, я провела физминутку. Физминутка - релаксация урока была связана с эмоциональной составляющей урока и очень хорошо подходила к игровой ситуации урока. Ребята говорили о своих ассоциациях, слушая звуки шума волн и пения птиц, тем самым, отвлекаясь на время от умственного труда. Произошла смена деятельности в предметном смысле.

Одной из задач урока являлось развитие творческих способностей учащихся. Эта задача была реализована в процессе создания «портрета» дробей, где ученики работали группами. Результаты работы составили детскую выставку творчества, которую можно использовать при дальнейшем изучении темы «Дроби». Умение применять знания в практических ситуациях прослеживалось в Солнечном бенефисе. Дети использовали ранее повторенные знания сравнения дробей и изображения их на числовой прямой. Происходило вербальное общение, развитие логического мышления, с помощью которого, в частности, и была достигнута цель урока. В соответствии с рациональной организацией урока, заключительной его частью являлась работа с перфокартами, с последующей проверкой по эталону. Цель этого этапа – определить, насколько хорошо и точно усвоена эта часть учебного материала, и можно ли двигаться дальше, организовывать усвоение учащимися новой части учебного материала.

Домашнее задание разноуровневое, творческое, дает учащимся право выбора. Первый вариант предполагает сочинение стихотворения о математике, второй – носит творческий характер, но необходимо дополнить до стихотворения рифму, используя предложенную. Эта рифма, сама по себе, уже наталкивает на содержание сочинения, то есть содержит подсказку к домашней работе.

Я считаю, что цель урока достигнута. Выводы, сделанные учащимися отражают их понимание темы.

Данная форма проведения урока, использованные методы и приемы способствовали развитию мышления, творчества, умению обобщать, а также способствовала формированию интереса к предмету.
 
Форум » Услуги » методобъединение учителей математики, физики и информатики » Математика (средняя школа) (Математика (средняя школа))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz