Четверг, 18.04.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МБОУ "Школа №26" г.Керчь Шмайхиль С.В.

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Услуги » Методобъединение учителей начальной школы » Проектная деятельность в учебно –воспитательном процессе (Проектная деятельность в учебно –воспитательном процессе)
Проектная деятельность в учебно –воспитательном процессе
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 22:14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Проектная деятельностьв учебно –воспитательном процессе в начальной школе.
Прикрепления: ________..docx (191.3 Kb)
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 22:16 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий

Библиографическое описание: Александрова Н. В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании универсальных учебных действий [Текст] / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 1-4.


«Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…»

Антон Семёнович Макаренко

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации [1].

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей [4].

Цель работы над проектами в начальной школе.

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) [3].

На примере проекта «Дары осени» хотелось бы показать, какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом.

Тема проекта: «Дары Осени. Фрукты и овощи».

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.

На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:

умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

умение формулировать проблему.

Коммуникативные УУД- это:

умение слушать и понимать других;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД — это:

умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Рассмотрим результаты работы каждой группы.

1 группа представила свою книгу загадок. Защита проекта проходила таким образом. Участники группы зачитывали подобранные ими загадки. Услышав отгадку, показывали свои рисунки и давали дополнительные сведения о том или ином овоще, фрукте.

Слово патиссон, в переводе с французского языка, означает «пирог растительный». Патиссоны — хорошие диетические продукты. Их рекомендуют употреблять при болезнях сердца и сосудов.

Ребята 2 группы нарисовали плакат «Дары Осени». Они задали участникам других групп вопрос: «Скажите, во что можно превратить овощи и фрукты, изображённые на плакате?».

Затем, прямо на их глазах, тыква превратилась в прекрасную девушку Осень, картошка «побежала» по столу, перебирая восемью лапками, как паучок. Так ребята второй группы показали, какие превращения получились у них.

3 группа подготовила небольшую выставку книг. Они подобрали сказки, одними из главных героев которых должны быть фрукты или овощи.

— А какие сказки знаете вы? — спросили они. А затем, выслушав ответы, инсценировали самую известную из них — «Репка».

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии. Процесс обучения носит поэтапный характер и даёт старт решению системы учебных проектно-технологических задач.

Пример. Тема урока: «Работа с бумагой. Оригами. Моя улица»

1 этап — погружение в проект.

Показ фотографий «Мой Липецк».

Чтение ученицей стихотворения «Песня о Липецке».

Выставка книг, посвящённая родному городу.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что на 1 этапе важным является погружение в проект. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап — организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.)

3 этап. Осуществление деятельности.

Происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся — это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различным. Объединив работы групп, мы получаем свою новую улицу. Даём ей название и решаем, что будем жить на этой улице, приклеиваем свои фотографии на дома.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается чувство уважения и гордости к своему родному краю, к труду.

Были и другие проекты: «Мои любимые сказки», «Моя первая книга — букварь». Не могли обойти стороной и посвятили проекты нашей победе в Великой Отечественной войне.

Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.



Литература:

Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011.

Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.

Автор: Александрова Наталья Вячеславовна

III Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013 г.)

 




 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 22:17 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Проектная деятельность в начальной школе
Баринова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
Кувшинова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Малявина Екатерина Олеговна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Изменения в образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

В нашей школе проходила проектная неделя.

Каждый класс разрабатывал свой проект. Мы предоставляем вашему вниманию работу учеников 3 класса. Ребята создавали проект книги для детей «Грибы – часть живой природы». На его создание ушло 4 дня:

1 день. Учитель сообщает тему проекта « Грибы - часть живой природы». Предлагается создать проект книги для детей. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать книгу ,чтобы она была интересна для ребят(оформление, содержание).Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.

2 день. Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие мира грибов. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по оформлению проекта книги. Учитель должен учитывать желания детей и их возможности. У нас получились 4 группы:

1. Оформление книги.
2. Написание вводной статьи.
3. Составить и написать правила для грибников.
4 . Продумывание формы презентации проекта в заключительный (5 ) день.

3 день. Обсуждение предложений в группах, выполнение групповой работы. Учитель контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

4 день. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект книги для детей «Грибы – часть живой природы», утверждение проекта в классе. Учитель подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.

В заключительный день проектной недели проходит презентация проектов среди учащихся начальной школы. Каждый класс должен представить свой проект, желательно использовать разные интересные формы презентации . Это может быть сценка, стихотворение, песня и другие формы. После презентации проектов каждого класса, подводится итог о проведении проектной недели в начальной школе.

В задачи проектной недели входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту.

Четвертая группа занималась продумыванием презентации нашего проекта. Рассмотрев разные предложения, было решено попробовать представить проект в стихотворной форме. Сначала было трудно, тогда на помощь пришли строчки из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мы переделали начало стихотворения, а дальше, с помощью других учеников класса, предложения стали складываться в четверостишья. У нас получилось свое стихотворение – презентации.

Презентация

1.

Наш учитель в класс вошел
И спросил лукаво:
– Что мы знаем про грибы?
– Для чего они нужны?

2.

Если гриб растет в лесу,
Если он съедобный,
Каждый знает, что его
Можно положить в ведро.
И, придя, домой,
Вместе сварим суп грибной.

3.

В красной шляпке с белой ножкой
Мухомор растет в кусточке
Только ты его не рви,
Для лося прибереги.

4.

Если животных изучают биологи,
А растения-ботаники,
То для грибов нашлись микологи,
Изучающие их разнообразие.

5.

Но в природе есть грибы
Разной формы, разноцветны,
А иные не видны.
Так зачем они нужны?

А) Гриб полезен, очень важен.
Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые соусы.

Б)В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу -пенициллу.

В)Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.

Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.

6.

Но не все грибы
Так уж хороши.
И, конечно, надо знать
Какой вред от них нам ждать.

7.

Может гриб навредить в саду.
Может книге навредить,
Погубить растение,
Из-за невнимания
Вызвать у человека заболевание.

8.

Выступали мы не долго,
Не хотим вас утомлять.
Всех грибов не перечислишь,
Лучше взять и прочитать.
Ведь грибы по всюду с нами.
Надо их беречь и изучать.

9.

Скажем вам мы по секрету,
Не легко нам всем пришлось.
Много книг мы прочитали,
О грибах узнали мы.
Вы возьмите посмотрите,
Не пожалеете и вы.

Книга состоит из следующих разделов.

Вводная статья

Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.

Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.

Грибы растут по всюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.

Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.

В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.

Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

К сожалению грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.

Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.

Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.

2. Строение гриба и его грибница.

С помощью рисунка ребята показали все части гриба и его грибницу.

3. Правила грибника.
В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.
Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.
Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.
Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы.
Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».
Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.
Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу.
Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

4. Виды грибов.

В данном разделе помещены творческие работы учеников. Сообщения о разных видах грибов.

5. Грибы в народной мудрости.

В этом разделе помещены также творческие работы детей, но уже пословицы, поговорки, загадки, стихи, приговорки и народные рецепта о грибах.

Конечно, большая работа проводиться учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее учитель должен продумать кто из ребят чем будет заниматься, учитывая их желания. Сам учитель должен подобрать необходимый материал по теме проекта. Задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации.

Учителю проектного обучения нужно овладеть методическими приемами, освоить технические средства, но самое главное, работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников.

Основываясь на собственном опыте, хотим сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.
 
Форум » Услуги » Методобъединение учителей начальной школы » Проектная деятельность в учебно –воспитательном процессе (Проектная деятельность в учебно –воспитательном процессе)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz