Информационные и коммуникационные технологии - Форум
Четверг, 08.12.2016, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МБОУ "Школа №26" г.Керчь

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Услуги » Методобъединение учителей биологии, химии, географии » Информационные и коммуникационные технологии (Информационные и коммуникационные технологии)
Информационные и коммуникационные технологии
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:08 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе. Использование информационных технологий на уроках естественного цикла
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:08 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование ИКТ на уроках химии

ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможность:

Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

Широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;

Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

организовать работу с электронным учебником на уроке;

применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

разрабатывать тесты, используя готовые программы - оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

В принципе, ученики сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения.

Проводятся ли сегодня уроки с использованием ИКТ по другим дисциплинам, кроме информатики? В нашей школе только в единичных случаях. Почему?

Сегодня основная проблема в учителях - не все из них готовы (не могут или не хотят) использовать ИКТ на своих уроках, не хотят уходить от традиционных методов обучения. Вторая проблеме заключается в недостаточной обеспеченности школ современными компьютерами и компьютерными программами.

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование ИКТ.

Информационные технологии позволяют:

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление;

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно- воспитательного процесса;

использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;

представлять в удобном для изучения масштабе различные физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся < уже все сделали, что дальше?>:, а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.

Компьютерные программы предоставляют достаточно дидактики и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Я предполагаю, что наилучший результат работы с любой компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. На уроках и факультативах по химии и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как <Химия.1С Репетитор>, энциклопедия Кирилла и Мефодия, <Виртуальная лаборатория> и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету,

систематизировать усвоенные знания.

психологически настроить на атмосферу экзамена,

натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

сформировать навыки самоконтроля,

сформировать мотивацию к учению в целом и к химии в частности,

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках химии позволит интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. К наиболее эффективным формам представления учебного материала следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия у учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации я вижу, прежде всего, в формировании у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. Использование презентаций позволяет, на мой взгляд, построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиции целостности. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашей школе реализуется не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий и т.д., но и благодаря использованию ИКТ.

Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобретают коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

В методе проектов я выделяю несколько этапов:

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работают. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблему.

Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.

Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у школьников умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

Подготовка защиты работы. Учащиеся самостоятельно готовят мульдимедийную презентацию проекта, выстраивают систему доказательств.

·Презентация проекта. Данный этап имеет цель: предоставить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность и рациональность решения, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение:

Экономит время

Доступность учащимся самой современной информации по предмету

Возможность обратной связи с каждым учеником

Наглядность представленного учебного материала

Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла

Оперативность получаемой информации

Позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех ( позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружелюбностью машины по отношению к ученику.

Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.

Использование ИКТ в целом процессе обучения обеспечивает:

Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

Многоаспектное развитие школьника

Подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества

Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Используемая литература:

1. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова <Современные технологии в процессе преподавания химии>, Москва 2007 год

2. Материалы сети Интернет
Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе.
Использование информационных технологий на уроках естественного цикла

 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:09 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование информационных технологий на уроках естественно – географического цикла.
Выступление на методическом

объединении учителей

естественного – географического

цикла учителя географии

и природоведения

Суриной А.Д.

2008 год

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку это - процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Данный процесс является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, так как содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

Понятие «новые информационные технологии» (НИТ) появилось в связи с развитием информатизации общества, базирующейся на средствах вычислительной техники. Этим понятием обычно обозначают совокупность средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленную передачу, обработку, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний). НИТ предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых занимает компьютер .

Одно из главных направлений информатизации сферы образования связано с применением НИТ в обучении и управлении учебным процессом. Целесообразно различать следующие виды применения НИТ:

Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения.

Вспомогательное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникаций и др.

Профессиональное и профориентационное – применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода специальностях.

Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения и развлечения, ведение личного архива и т.п.).

Учительское – применение компютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности.

Организационное – использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы районных, региональных и республиканских учреждений управления образованием.[

Использование информационных технологий в учебном процессе позволит:

оптимизировать и модернизировать процесс обучения;

осуществлять диагностику и управление учебным процессом;

использовать средства информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе, а также возможности мультимедиа-технологий;

организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и предоставлению обучаемым знаний;

развивать навыки анализа информации, исследовательской деятельности;

стимулировать мотивацию учащихся к обучению;

повышать их социальную и профессиональную мобильность;

расширять кругозор, способствовать формированию коммуникативных умений школьников.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования обучения школьников. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

пассивная – обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

активная – обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

интерактивная – взаимодействие. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Интерактивный процесс характеризуется высшей интенсивностью коммуникации, целенаправленной рефлексией учениками своей деятельности. Педагогическими исследованиями Н.А. Ахметовой сформулирована цель интерактивного процесса как «изменение и улучшение моделей поведения и деятельности учеников педагогического взаимодействия. Анализируя собственные реакции и реакции партнеров, участник меняет свою модель поведения и осознано усваивает ее».

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

В настоящее время учителя работают с мультимедиа-проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Можно сказать, что интерактивная доска – такой же экран, только подсоединен к компьютеру и им можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл, запустить Интернет или сделать запись. Использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными.

Интерактивная доска помогает учителю донести информацию до каждого ученика в классе. Конечно, со всеми необходимыми программами можно работать, сидя за компьютером, но размер экрана не позволяет всем ученикам участвовать в работе. Но можно завладеть вниманием всего класса, показывая те же материалы на интерактивной доске.

Доска позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым материалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. Преподаватели рассуждают вслух, комментируя свои действия на доске, постепенно вовлекают учащихся в учебный процесс и побуждают их записывать идеи прямо на доске.

Интерактивные доски позволяют использовать разнообразные динамичные ресурсы и улучшать мотивацию, делать занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с ней помогает учителям проверить знания учащихся. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания всего класса. И к тому же, если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, они обеспечивают хороший темп урока.

Подобные методики побуждают к активному участию на занятиях. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Так, например, использование интерактивной доски и интерактивных тренажеров на уроках природоведения и географии даёт учителю возможность построить урок в увлекательной игровой форме.

Учитывая возрастные особенности детей, важно построить урок интересно, задействовать все каналы восприятия информации (зрение, слух, тактильные ощущения). В зависимости от темы и задачи урока учитель может выбрать ту игру, которая поможет отработать различные навыки, например, при изучении форм рельефа, климата Земли.

При работе на уроках географии учащиеся методом проб и ошибок могут расставлять географические объекты на интерактивной карте, где по окончании работы выставляется автоматически оценка. Виртуальность ситуации позволяет мгновенно осуществить контроль этого процесса, например, предлагается рукой переставить на интерактивной доске страны на карту. Причем контролируется именно тот навык, который требуется проверить в данную минуту. В контроле участвует весь класс сразу: можно устроить групповой контроль, эстафету команд (элемент соревнования). Ребенок прекрасно ощущает себя в современном мире образовательных технологий и создаваемой виртуальности. Также интересна работа по разделу «Тесты», где учащиеся также могут видеть свой результат работы.

Технология обучения с использованием интерактивной доски позволяет учащимся видеть реалистичные двумерные и трехмерные объекты, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски. Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.

Уроки природоведения становятся более зрелищными, если помимо использования интерактивной доски внедрить в учебный процесс цифровой микроскоп. Данный микроскоп приспособлен для работы в школьных условиях, снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранения, в том числе в форме цифроовой видеозаписи.
Это позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ, повышает точность и наглядность экспериментов, предоставляет практически неограниченные возможности по обработке и анализу полученных данных, способствует освоению понятий и навыков в смежных образовательных областях:

современные информационные технологии

современное оборудование исследовательской лаборатории

методика проведения исследований, составление отчетов, презентация проведенной работы

Таким образом, предоставление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе, позволяет добиться высоких результатов обучаемости, которые можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов, что практически невозможно осуществить при традиционном обучении.

Список литературы:

Технические средства обучения: Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров образования / Э.М. Кравченя. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 272 с.

Ахметова Н.А. Модульно-рейтинговая технология обучения: Научный подход. Алматы, 2001. – 341с.
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:10 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование в педагогической практике эффективных информационно-коммуникативных образовательных технологий, как средство достижения положительного результата в преподавании естественно-математического цикла

Компьютер – мощный инструмент
в руках грамотного учителя,
но никогда не сможет претендовать
на место самого Учителя

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора и эрудиции
В.Сухомлинский

Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Компьютер в наше время стал новым средством, орудием человеческой деятельности.

Использование компьютера в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу.

Трудность заключается в том, что нельзя компьютер просто добавить к существующей дидактической системе и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Необходимо, как пишут английские ученые, осуществить интеграцию ИКТ - с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса.
Достаточно большой опыт использования ИКТ в образовании позволило американским ученым сделать пессимистические выводы относительно эффективности такой интеграции в условиях старой, докомпьютерной концепции.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В обучающей среде, созданной компьютером, пишет Нортон-американский ученый, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п. Эта среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией

Нортон считает, что эффективное освоение потенциала вычислительной техники предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения:
обучение работе с ИКТ является частью содержания образования;
компьютер есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель;
использование компьютерной техники расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем;
обучение работе с ИКТ является методом формирования мышления.

Как неоднокрактно отмечал в своих выступлениях министр образования и науки РТ Гильмутдинов АХ: «Учитель+ИКТ=сильный учитель». И из трех китов программы «Килэкэч» «Будущее» на втором месте стоит -использование новейших компьютерных технологий. Дети должны учиться по-новому. Главным критерием становится не количество составленных учителем авторских программ, методичек, выпущенных статей ,а успехи его детей.
Выпускники должны быть конкурентноспособными.

П.Я.Гальперин, исследовавший психологические различия между инструментом человека и вспомогательными средствами у животных, отмечал, что фиксированный способ применения, который выступает перед человеком как новая объективная действительность инструмента наряду с его естественными свойствами, представляет общественный способ его применения. Система инструментальных операций является продуктом общества, общественного производства, а само орудие является носителем определенного типа деятельности, в нем фиксирован определенный контекст действия:
" С самого начала орудие несет в себе печать общественных приемов своего употребления, которые выступают перед отдельным человеком в качестве такой объективной действительности, как самое вещественное бытие орудия.

Для того, чтобы овладеть инструментарием, необходимо "подчиниться" его логике. Так, ребенок, который учится пользоваться ложкой, должен включиться в систему орудийных операций, закрепленных за ложкой как культурным средством. Ребенка нужно отучить от естественных приемов захвата ложки кистью руки у самого черпачка, что он пытается проделать в начале обучения, и подчиниться требованиям инструментальных приемов. В начале ложка является для ребенка лишь простым удлинением руки. В этом случае, как считает П.Я.Гальперин, оно не открывает для субъекта никаких новых возможностей и представляет собой только некоторую вариацию уже наличных. Постепенно ребенок отказывается от попыток использовать ложку как простой удлинитель руки, последняя превращается в держатель и двигатель инструмента. Возникает инструмент как новая действительность, включенная между человеком и природой. Инструмент во всем своем историческом и психологическом значении. Ложка и компьютер как инструменты человеческой деятельности несут с собой, конечно, разные возможности. Однако, психологические закономерности их влияния на деятельность и психику человека, пути их освоения и использования принципиально не отличаются.



Основная схема освоения инструментальных средств заключается в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых этими средствами, а затем подчинить их целям и задачам своей деятельности, получив новые возможности достижения результатов этой деятельности.

В учебной деятельности применение компьютера может осуществляться в трех разных формах, машина как
тренажер;
репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек;
устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Все три формы играют важную роль в обучении.
Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков.
Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены.
Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены.

Очевидно, что в первых двух формах компьютер выступает лишь как средство количественного усиления функций преподавателя повышения скорости обмена информацией между учителем и учеником, оперативности принятия решений и т.п. И именно эти возможности пытаются прежде всего использовать во всем мире в процессе информатизации обучения. Однако, качественного изменения ситуации в образовании они не дают и принципиально не могут дать, поскольку те же самые результаты, иногда даже с меньшими затратами временных, человеческих и финансовых ресурсов, могут дать и реально дают традиционные формы, методы и средства обучения. И это отмечается во многих зарубежных работах ученых тех стран, которые имеют достаточно большой опыт информатизации образования.
Концепция модернизации российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Компетентность в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одной из приоритетных целей образования. Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Одной из ключевых задач, определенных Концепцией модернизации российского образования является повышение качества образования.



Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
На сегодняшний день информационная образовательная система – это:
- 100% подключение общеобразовательных учреждений города ,республики к Интернету
-все крупные школы имеют Wi-Fi и ВОЛС
-53 школы в республике являются центром компетентности, в которых выполняется программа 1 ученик:1 компьютер
-4 школы в республике-лидеры по оснащенности,где будет 3Д цифровые лаборатории;
- количество учащихся, на один компьютер за последние годы резко сократилось;
- обеспечение учебных кабинетов школ автоматизированным рабочим местом учителя (АРМ) и мультивидеопроектором ;
- наличие в каждой школе интерактивных комплексов;
- создание собственных Интернет-ресурсов (сайтов) всеми (100%) общеобразовательными учреждениями
- 100% использование образовательными учреждениями электронной почты;
использование многими школами голосовой почты Skype.
- получение всеми школами стандартного (базового) пакета программного обеспечения и установка лицензионных программ.
- достраивание школьных локальных сетей путем подключения к ним всех учебных и административных помещений.
- создание на базе школьных библиотек школьных информационных центров (ШИЦ), оснащенных компьютерной техникой (2-3 компьютера, проекторы, принтеры, сканеры)
В целях компьютерной безопасности во всех школах установлено антивирусное программное обеспечение (DrWeb), отработана система регулярного их обновления, что позволило существенно снизить количество вирусных атак в городской образовательной сети.
В рамках реализации мероприятий по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания учащихся, разработана необходимая нормативная база по усилению контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет.
Около 2 млрд рублей потрачено на оснащение школ республики компьютерной техникой,
Наш район активно внедряет в школах методику Intel ® «Обучение для будущего». В муниципальной системе повышения квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий прекрасно зарекомендовала себя технология тьюторства. За это время многие педагога под руководством тьюторов прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего». Педагоги совместно с учащимися проходят дистанционные курсы.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.



Четвертый этап реализации этого подпункта программы «Будущее»- Использование цифровых технологий.

Учителя школ города конечно же используют ИКТ в образовательном процессе и как новый способ популяризации своего педагогического опыта средствами Интернета - участие во всевозможных форумах, конференциях, конкурсах и фестивалях
слайд про школу

Однако компьютерная техника – всего лишь «железо». Сегодня у нас другая задача - максимально эффективное использование ее, направленная на решение стратегической цели модернизации образования – повышение его качества.
Необходима дополнительная переподготовка всех учителей.
Качество – вещь забавная
Все о нем говорят, все с ним живут,
и каждый думает, что знает, что это такое.
Но лишь немногие придут к единому мнению
об определении качества.
Дж. Харрин
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
-Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения.
-ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Пожалуй, в городе не осталось педагогов, не понимающих, что урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока.
Для учителя
- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
- это расширение информационной емкости и плотности урока;
- это соответствие требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

В основу технологии преподавания предметов естественно цикла с применением ИКТ положены идеи необходимости оптимизации и повышения эффективности образовательного процесса, учета индивидуальных особенностей школьников, обеспечение большей наглядности материала за счет использования анимаций, схем, тестов и т.д.

На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями деятельности учителя в рамках использования ИКТ в преподавании предметов естественно-математического цикла являются:
разработка мультимедийных и интерактивных учебно-методических и дидактических материалов нового поколения, размещаемых в сети Интернет;
перевод в цифровые форматы имеющихся учебно-методических и дидактических материалов, их размещение на сайте и предоставление к ним свободного доступа учащихся, учителей и родителей;
создание Интернет-сайтов с целью организации общения между учащимися, учителями, родителями, как в области изучения предмета, так и в области образовательного процесса в целом;
создание элективных курсов дистанционного обучения.
мультимедиа-презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками;
просмотр видеозаписи;
самостоятельное изучение содержания мультимедиа-учебника;
работа с индивидуальным заданием на компьютере;
работа с компьютерными тренажерами, как готовыми, так и созданными самостоятельно;
поиск информации непосредственно в сети.
использование электронных учебников
использование ресурсов сети Интернет, в том числе виртуальных лабораторий
Использование интерактивной доски
Использование ИКТ в сочетании с методом проектов.
Использование ЦОРов, ЭОРов

При этом разрабатываемые учебно-методические и дидактические материалы должны быть ориентированы на поддержку:
учебного предмета, как базового, так и профильного уровня;
элективных курсов (развивающие, в том числе и подготовка к сдаче ЕГЭ, углубляющие, познавательные);
исследовательской и проектной деятельности

Использование компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса:
на этапе предъявления учебной информации учащимся;
на этапе усвоения учебного материала; как способ создания проблемной ситуации
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (умений, навыков);
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; как способ проверки знаний в процессе урока; как форма проверки домашнего задания,
на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путём совершенствования дозировки учебного материала, его классификации и систематизации.

В процессе обучения с помощью ИКТ ребёнок учится:
работать с текстом,
создавать графические объекты и базы данных,
использовать электронные таблицы,
осваивать новые способы сбора и обработки информации и пользоваться ими,
расширяет свой кругозор.

У учащихся при самостоятельном приготовлении презентации, составлении проекта формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
• умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
• умение работать в группе;
• умение находить информацию в различных источниках;
• коммуникативная компетентность;
• осознание полезности получаемых знаний и умений.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
более рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении;
стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;
активизировать деятельность каждого учащегося, поставленного перед необходимостью самостоятельно решить задачу и лишённого возможности получить готовые решения от отвечающего у доски при традиционной форме урока.

Особое место среди прочих занимают, несомненно, компьютерные презентации и просмотр видеозаписи. Проведение урока с использование компьютерной презентации имеет ряд преимуществ:
урок в форме или с использование компьютерной презентации позволяет активно использовать одновременно несколько каналов восприятия, тем самым, повышая эффективность восприятия и запоминания информации;

(пример презентации по химии водородная связь,металлическая связь)
СЛАЙД16,17,18
информация подаётся ученикам в красочной форме, что вызывает у них исключительно положительные эмоции и повышает степень их заинтересованности в изучаемом материале;

(пример по начальной школе и со львенком физминутка) слайд19,20
учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а также навыки владения информационными компьютерными технологиями.

Второе место по использованию принадлежит компьютерному тестированию. Регулярное использование на уроках компьютерного тестирования способствует:
освоению учащимися алгоритма выполнения тестовых заданий;
выработке у учащихся умений буквально и точно интерпретировать условия поставленных перед ними задач; точно, лаконично и в определенной последовательности излагать свою мысль.

(Пример тестов по химии из ЦОРов) слайд21,22
Все вышесказанное особенно важно в настоящее время в рамках внедрения технологий ЕГЭ.
В своих презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественный уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке учащиеся переходят от пассивного усвоения к активному, т.к. они получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. Воспринимать информацию не линейно, а с возвратом. При необходимости можно вернуться к какому либо фрагменту с повторением.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Использования современных образовательных ресурсов на уроках химии:
Использование видеофильмов.

Тематические видеофильмы используются на уроках обобщения или введения в новую тему, иногда фрагментарно для определённой части урока.
Использование видеоопытов на уроке.

Демонстрация химических опытов с помощью проектора на большой экран позволяет увидеть опыт не только ученикам, сидящим на первых партах, но и на последних.
Демонстрировать химические эксперименты, для проведения которых требуются реактивы, запрещённые для использования в школьных кабинетах химии и лабораториях
Сложной проблемой в сегодняшнее время стало приобретение некоторых химических реактивов для школы. Приобретение реактивов стало дорогим удовольствием.
В последние годы появилась ещё одна проблема. В школу приходят ученики с различными аллергическими заболеваниями, очень восприимчивые к различным запахам. Видеоопыты помогают решить эту проблему.
В тоже время основные обязательные школьные эксперименты обучающиеся выполняют сами, так сказать в "живую, чтобы почувствовать химию своими руками, увидеть своими глазами и почувствовать своим носом".
Вместе с тем хочется отметить, что, каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ вновь приходят на помощь учителю для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.
В моей методической копилке много разработано уроков по разным темам с использованием презентаций, да и возможности Интернета велики.
(скрин шот с моей копилки ) слайд24
http://festival.1september.ru/articles/311192/
http://festival.1september.ru/articles/531469/
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/ - материалы Химической энциклопедии
http://himiya.org/Onlayn_zadachi_po_himii.html - биографии великих химиков
http://www.1-film-online.com/?cat=455- видеоматериалы
http://chem.50webs.com/mendeleev/table.html- электронная таблица Менделеева
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ - электронная библиотека по химии
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/- образовательный сайт для школьников

Результатами является повышение интереса к довольно трудному предмету-химии, повышение качества знаний и нормальные результаты ЕГЭ для общеобразовательной школы по химии (средний балл-56 из 13 сдававших)
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.
С помощью ИКТ на уроках в начальной школе можно:
сделать учебную деятельность детей более содержательной;
сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
повысить качество обучения, желания учиться;
сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Слайд32

Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учителя не забывают, что это УРОК, а значит, и план урока составляют исходя из его целей. При отборе учебного материала они соблюдают основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Учителя используют электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет. Используют информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле, при проведении физминуток, внеклассных занятий и др. Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд материалов для уроков окружающего мира, проводить экскурсии на уроках географии, литературы, совершать виртуальные путешествия по музеям писателей, художников, ещё больше узнавать об их биографии и творчестве, получить возможность познакомиться с произведениями, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и электронные презентации Microsoft Power Point. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс.
Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков естественного цикла, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
• способствует повышению познавательного интереса к предмету;
• содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
• позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Что в целом влияет на качество образования.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны широко внедряться в процесс обучения..
Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?
1. Реализуются новые цели образования:
организация самостоятельной продуктивной деятельности;
формирование информационной грамотности и компетентности;
индивидуализация процесса;ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет
• расширения возможностей доступа к образовательной информации;
• совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
• формирования умения самостоятельно приобретать знания;
визуализации представленной информации;
• ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
• развития творческого потенциала учащихся;
• незамедлительной обратной связи;
• одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются о
выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке
учащихся.

Одна из причин хорошей сдачи ЕГЭ и ГИА в нашей школе –это в том числе и широкое использование компьютерных технологий на уроках учителями- предметниками.



Заключение

Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня можно решать множество дидактических, организационных и методических проблем.
Конструирование обучающей среды с использованием ИКТ – есть формирование физической культуры учащихся в её формах (учебная дисциплина – дополнительное образование – внеклассные мероприятия), где управление конструированием рассматривается как процесс создания среды, адекватной изменениям социума.
Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности. Она представляет собой своеобразный, уникальный для данной среды сплав отдельных, педагогических и др. компонентов, обеспечивающих в целом обучающий эффект, повышающий мотивацию учащихся к изучению дисциплины и их творческую активность.
Учитывая загруженность современного учителя, можно порекомендовать воспользоваться мультимедийными новинками рынка. Сегодня их особенно много и, что самое приятное, увеличиваются их технические и дидактические возможности.

Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, а зачастую применение электронных образовательных программ на уроке требует больше времени, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос. При этом применение мультимедийных курсов помогает учащимся вникнуть более детально в те процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так
учителя.

Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте, и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может заинтересовать учащихся своим предметом”



Использованы материалы:

1. Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат.
5. А.А.Вербицкий- Психолог, член-корреспондент РАО Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности.
6.Сайты интерн
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:12 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

А еще я своим примером хочу показать всем предметникам: это может каждый! Было бы желание!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ИКТ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.


В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.


Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.


В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.


Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
Презентации на уроках изучения нового материала;
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
Проведение практических работ.
При подготовке учащихся к ЕГЭ;
Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
Выполнение наглядного материала при оформлении класса.
Я для подготовки и проведения уроков создала этот сайт, и провожу уроки в режиме онлайн.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:
Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии.
При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер.
И, конечно, самое главное - желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

МОЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Первое серьезное знакомство с компьютером у меня произошло в университете. Мой научный руководитель был одним из тех биологов Туркмении, кто еще тогда, в далеком 1993 году уловил тенденцию времени и необходимость использования компьютера как помощника в обработке и математическом анализе данных в биологии.


Потом прошло время, как невостребованные эти знания забылись. Но, когда я собирала материал и готовила уроки по программе «Здоровье», то необходимость в повторном освоении компьютера возникла очень остро.


Я часто слышу фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания». Должен, не спорю...

К сожалению, наша школа была открыта в очень трудный, в финансовом отношении, момент для страны. У нас не было ни таблиц, ни микроскопов, ни должного количества учебников. Про ТСО даже и говорить нечего.


По ночам я рисовала небольшие плакаты, мы с другими биологами собирали и делали гербарии. Свою сестру, по образованию художницу, я попросила расписать стену – «Эволюция органического мира». Мама рисовала стенды. Мы создавали наглядность для уроков своими силами как могли.



Затем я открыла для себя Интернет - огромный источник информации, пришло время дисков с биологическими таблицами и учебной флэш-анимацией. Я совершенно не знала, что в Канаде придумали и разработали смарт-доски, но мечтала о том, чтобы с компьютера информацию каким-то образом вывести на доску или экран.


А тем временем я училась. Сама. По книгам. Осваивала не только текстовые, но и графические, и звуковые редакторы и даже основы программирования.


Потом поняла, что уровня самообразования мне недостаточно и получила второе высшее образование.


К успеху – надо готовиться. И я подготовилась хорошо. Пришло время информационно-коммуникационных технологий. Школа стала инновационной площадкой, и постепенно у нас появилось оборудование, о котором можно только мечтать.


Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом.



Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.


Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков.


Первые диски я покупала сама. А на сегодняшний день в нашей школе создана хорошая медиатека учебных пособий. В том числе и по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете.



Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов.



Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.



Также достаточно труднореализуемый на сегодняшний день момент – это компьютерное тестирование. Я создаю тесты с помощью тестовой оболочки, дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Конечно, грамотно реализовать этот этап трудно – но за ним будущее.


Один из этапов, возможно необязательных, - создание сайта. Я нашла в сети очень хорошие сайты многих своих коллег, учителей биологии. Свой сайт я решила сделать, чтобы систематизировать накопленную информацию. Потом решила, что так можно готовить конспекты лекций к урокам. А затем стала готовить уроки для проведения в режиме онлайн. Конечно, такая подготовка занимает немало времени. Но зато я легко смогу найти материал и через год, и через два, отредактировать его или создать новую версию урока на основе старой.

ПРИМЕР. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДАРВИН, КОТОРОГО Я ЛЮБЛЮ!»

Я хочу Вам рассказать и показать на конкретном примере о создании одного из собственных пособий – программы «Дарвин, которого я люблю!».

Рис. 1. Главное меню программы


Сразу же хочу сказать, что все программное обеспечение, которое я использовала либо лицензионное (полученное школой по программе «Первая помощь» или купленное мной лично) либо условно бесплатное и бесплатное.

А теперь о программе: зачем я ее создавала, чему она посвящена и как ее использовать на уроке.


Из года в год, проводя вводные уроки по теории эволюции, я сталкиваюсь с недостатком мультимедийного материала. Тексты есть, портреты, тоже можно найти, но это, в общем-то, и все. Согласна, может я плохо ищу. И тогда я решила собрать все имеющиеся у меня материалы про Чарльза Дарвина и создать какую-нибудь оболочку, чтобы грамотно их объединить.

Почему про Дарвина? Моя задача была заинтересовать ребят, создать у них образ живого человека и только потом переходить к изучению его теории.

Первый вопрос, который встал передо мной – это создание оболочки. Можно было использовать PowerPoint. Но мне хотелось сделать проект, который бы запускался на любом компьютере (работающем из под Windows).

Тогда я решила написать простенькую программу в VB. Скажу сразу - я не программист. Но написать простейший проект в объектно-ориентированном языке программирования, связывающий между собой несколько форм под силу любому учителю предметнику.


Следующий вопрос – как размещать текстовой материал. Несколько центральных статей я разместила на формах и иллюстрировала их соответствующими рисунками. Но материала было накоплено так много, что выложить его весь на формах не представлялось возможным. Тогда весь собранный в интернете и отсканированный материал я «собрала» в PDF – файлы.


Дальше возникла идея создать портретную галерею семьи Дарвина и его соратников. Верстать этот материал на форме в самом VB мне показалось неудобным, и я использовала программу - верстальщик Microsoft Office Publisher. И в данном случае, и при создании фонов для форм, коллажи я создавала в Adobe Photoshop CS3.


После этого я решила вставить небольшой ролик про путешествие Дарвина на корабле «Бигль». Самое сложное было грамотно подобрать материал. Сам ролик я создавала в MacromediaFlash, а предварительное озвучивание – в Adobe Audition. Насколько эта работа у меня получилась – судить Вам.

Рис. 2. Flash-анимация «Путешествие на корабле Бигль»


Когда вся работа была практически готова, мне пришлось написать справку и освоить еще одну программу – программу для создания справок Help&Manual.

Итак, результатом моей работы стало:

1. Создание мультимедийного пособия.

2. Более детальное изучение ряда программ. Как правило изучать их «просто так» нет времени.

3. Работать над проектом мне было интересно самой, и, самое главное, моя работа понравилась ученикам, они с огромным интересом слушали про Чарльза Дарвина, а соответственно на следующих уроках лучше усваивали материал по теории эволюции.

Я отдаю себе отчет, что такую работу учитель будет делать далеко не на каждый урок. И все-таки – создание учебных пособий еще один шаг вперед в развитии и совершенствовании самого учителя. А дорогу осилит идущий.

Курсы для коллег

Своим опытом и знаниями я делюсь с коллегами.

В нашей школе в 2007-2008 г. я вела курсы по теме «Основы компьютерной грамотности», в 2008-2009 г. – по теме: «Основы обработки растровой графики и возможности ее использования при создании мультимедийных пособий к урокам. Давала мастер-классы и проводила обучающие семинары.


Никогда не отказываю в помощи другим учителям при подготовке уроков. И не только биологам. Я помогала (и помогаю) создавать презентации к открытым урокам для учителей истории, физики, русского языка и литературы, для учителей начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.


Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.


А еще я своим примером хочу показать всем предметникам: это может каждый! Было бы желание!


«Сложно», - скажете Вы. Сложно, не спорю. Но учитель – этот тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
 
Форум » Услуги » Методобъединение учителей биологии, химии, географии » Информационные и коммуникационные технологии (Информационные и коммуникационные технологии)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz