Четверг, 28.03.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МБОУ "Школа №26" г.Керчь Шмайхиль С.В.

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Услуги » Методобъединение учителей истории, права, ОПК, МХК » Использование информационно-коммуникационных технологий (Использование информационно-коммуникационных технологий)
Использование информационно-коммуникационных технологий
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории
Серажитдинова Оксана Викторовна, учитель истории

Разделы: Преподавание истории и обществознания

XXI век – век высоких компьютерных технологий, инновационного развития экономики, глобальной информатизации, интенсивного развития средств коммуникации, век стремительных социальных и экономических изменений.

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.

На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Требования к качеству образования постоянно растут. Старые, традиционные методы обучения уже не успевают за этими требованиями. Возникает очевидное противоречие. Использование ИКТ в образовании может помочь в решении этих противоречий. Обучение – это процесс получения знаний. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях[1:185]. Обучающимся на разных ступенях образования всегда требовались дополнительные источники информации: библиотеки, музеи, архивы. В этом отношении жители крупных городов находятся в более благоприятных условиях, чем сельские жители. Здесь можно говорить о существовании информационного неравенства. Решить эту проблему поможет широкое применение в обучении информационных ресурсов Интернета. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым [3: 323].

История – это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10–15 лет претерпел кардинальные изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику его преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы [2:382].

В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера по курсу истории.

Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

– Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.

– Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Опыт работы показывает, что наиболее удобными программами являются Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher из пакета Microsoft Office. Такой выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данного пакета и его унифицированностью – любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ, учащиеся 5 – 7 классов могут использовать программу Microsoft Office Publisher, так как с программой Power Point эта группа учащихся еще незнакома, и представлять интересный материал в виде газеты, в которой содержится не только текст, но иллюстрации, кроссворды, составленные самими учащимися, причем данную работу можно проводить на каждом уроке, так как она

несложна для учащихся и вызывает у них интерес при подготовке к урокам.

Power Point позволяет и преподавателю, и ученику стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Опыт работы с данной программой показал, что при подготовке проекта на тему “Хочешь жить достойно? Знай Конституцию!” учащиеся 9-х классов не только изучили статьи Конституции РФ, но и смогли представить в виде презентации свои работы, которые сопровождались схемами, иллюстрациями, музыкальным сопровождением (Гимн РФ), по понятным и близким им статьям Конституции РФ: экология, права и свободы человека и гражданина, история принятия Конституции РФ.

Сегодня имеется большое разнообразие мультимедийных учебников, которые вызывают интерес у учащихся всех возрастов и разных уровней подготовки (знаний). Авторы мультимедийной программы “История России и ее соседей” не только дают большой исторический материал, но и иллюстрации, интерактивные тесты, которые с интересом решаются учащимися.

Интерактивный курс истории Кирилла и Мефодия может быть использован для подготовки к экзаменам, как в традиционной форме, так и в формате ЕГЭ. Данный курс содержит большое количество тренировочных тестов по всему программному материалу. И если у учащихся возникают трудности, они всегда могут проконсультироваться, запросив справку или подсказку. Так же можно рекомендовать интерактивный комплекс “История России” В. Кадневского, который содержит не только тесты, но и кроссворды, игры. Таким образом, с помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, времени и месте.

Одно из самых распространенных электронных устройств, применяемых сейчас в школе – интерактивная доска. С помощью такой доски учитель может продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы. Учителю истории можно рекомендовать интерактивное наглядное пособие “История России с древнейших времен до XIV века”, которое содержит большое количество карт по изучаемому периоду и помогает учителю при объяснении материала: достаточно найти в легенде нужные обозначения. Но это пособие вызывает интерес и у учащихся, которые уже не боятся доски с бумажной картой, а с интересом, любопытством и желанием работают на интерактивной доске. Внедрение в учебный процесс интерактивной доски позволяет создать комфортную эмоциональную среду для усвоения материала. Новые технологии могут стать инструментом решения одной из главных проблем педагогики – создание у учащихся потребности в знаниях и желания покорять новые вершины.

Применение информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных дисциплин приводит к следующим результатам:
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности урока;
Установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники, физики, литературы и др.
Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.
А самое главное – у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь стать более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на “каверзные” вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться “расшевелить”, “подтянуть” самых слабых и пассивных. Параллельно работающий “автоматизированный обучающий конвейер” — это лишь еще один педагогический инструмент.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера.

Список литературы.
Буланова – Топоркова М.В. “Педагогические технологии”, М-Р-н-Д, 2004 г.
Кузнецов И.Н. “Настольная книга преподавателя”, М., 2005 г.
Угринович Н. “Информатика и информационные технологии”, М., 2005 г.
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Использование информационных технологий на уроках истории
Прикрепления: _____.docx (70.1 Kb)
 
librarianДата: Воскресенье, 22.12.2013, 21:31 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 342
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории
Смолев Виктор Александрович, учитель истории, основ обществознания, правоведения и религиоведения.

Разделы: Преподавание истории и обществознания

Сегодня в школах активно используются возможности компьютеров, учителями создано множество видов мультимедийных пособий, способствующих повышению интереса к образованию и воспитанию.

В Республике Казахстан разработано несколько прогрессивных методик, способствующих более высокому качеству обучения. (М. Жанпеисова – изучение языков и предметов гуманитарного цикла, Ж. Караев, Т. Галиев, Т. Куттыжанова, изучение математики, физики, химии). С 2004 года во всех школах страны проводится единое национальное тестирование, (ЕНТ) как форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ежегодно весной проводятся ПГК (промежуточный государственный контроль) для учеников 4 и 9 классов. Независимая оценка образовательного процесса в республике налагает на учителей особую ответственность, мобилизует на внедрение новых форм и методов обучения.

Упомянутая методика М.М. Жанпеисовой, к примеру, предполагает многократное, более десяти, возвращение к материалу урока. Автор считала, что такая форма изучения, наиболее продуктивна. Особенно данная методика рекомендована для изучения предметов гуманитарного цикла, в частности для изучения казахского, русского, иностранных языков.

В течение пяти лет широко использую ИКТ на уроках истории, основ обществознания, правоведения и религиоведения. Практически на каждом уроке используются возможности интерактивной доски.

Стало модным считать, что традиционное классическое школьное образование не в состоянии адекватно реагировать на изменения в общественной жизни, в сфере науки и культуры. В общеобразовательной школе предпочтение отдается базовым, «основным» академическим предметам, а воспитательный процесс и мотивация к обучению осуществляются на курсах инвариативной части учебного плана. Однако ни слово, ни эмоции, ни жестикуляцию, ни артистизм учителя никто не отменял. При невостребованности профессиональных и личностных качествах педагогов возникает опасность, что Педагог окончательно будет повержен Телевидением и Компьютером. Некоторые волнующие меня темы я поднял на сайте www.pedsovet.org.

Современные образовательные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) должны стать важным условием для совершенствования процесса обучения истории. В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижения информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Это активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность учителям прежде всего повысить заинтересованность в обучении, которая в значительной степени способна повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования.

В Курской средней школе имеется основательная материальная база для применения ИКТ на уроках истории: на 90 учеников, изучающих историю и общественные науки с 5 по 11 классы имеется 31 персональный компьютер и ноутбук, 3 мультимедиапроектора, 2 интерактивные доски, медиатека, мультимедийные энциклопедии, электронные учебники. Автором также созданы электронные учебные пособия – «Основы религиоведения. 34 урока», «Сто презентаций по истории», «Сто флипчартов по истории».
Часть этих материалов размещено на сайте www.elp.kz/sabak. Составлены пособия по курсам истории «55 флипчартов по истории», «55 презентаций по истории», «100 флипчартов по истории», «100 презентаций по истории». Эти авторские разработки коллеги могут просмотреть на указанном сайте, использовать их в своей работе
Некоторые сведения об авторе можно почерпнуть в Приложении 1.

Поурочно-тематическое планирование уроков истории в 8-11 классах составляю с учетом наличия мультимедийных файлов: презентаций, флипчартов, тематических энциклопедий.

Предлагаю коллегам озакомиться с презентацией, посвященной жизни великого казахского и русского учёного Шокана Валиханова (Чокана Чингисовича Валиханова), 175-летие которого отмечается как в Казахстане, так и в России в 2010 году. (Приложение 2)

Считаю, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет ученикам, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

В настоящее время на уроках, в основном, я используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью ИКТ: презентация, флипчарты, мультимедийные файлы, информационно-обучающие программы, электронные тесты.

Использование презентаций

Создание и использование данного мультимедийного ресурса имеет следующие преимущества: составленная однажды презентация позволяет использовать её многократно, что позволяет педагогу экономить временя. Это очень важно при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам, разнообразить структуру урока.

Развитие интеллекта и учителя и учеников, их творческого потенциала и критического мышления.

В презентации показываю выигрышные яркие стороны темы, эффектные иллюстрации, подборки электронных исторических карт, портретов, цитат. На экране проектирую определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как я, не тратя время на повторение, успеваю донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу. Создание презентаций по курсу истории самими детьми – является одним из показателей результативности работы педагога. Учащиеся самостоятельно ищут информацию, анализируют ее, отбирают необходимое и создают презентацию-проект по выбранной теме. Такая форма самостоятельной работы (как правило, в творческих группах) является наиболее продуктивным приёмом.

Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники.

Флипчарты

Особенность использования этого ресурса заключается в том, что преобразованный из презентации, он может быть отредактирован, изменён прямо во время урока, «на ходу». Используются возможности «подъёма блоков – частей фраз» по принципу «правильно–неправильно». Из беспорядочного набора дат, имен, терминов составляется верное суждение или точный исторический факт. Использую также возможности «волшебных ячеек». Возможностей масса. Во флипчарт можно из библиотеки ресурсов интерактивной доски помещать разные пособия – аппликативные, изобразительные, графические и т.д.
Справедливости ради должен заметить, что качество изображения преобразованных во флипчарты презентаций несколько хуже.

Создание видеотеки

Многочисленные краеведческие проекты, материалы полевых экспедиций сосредоточены в школьной медиатеке. Под руководством педагога монтируются фильмы, создаются электронные и традиционные фотоальбомы. В школьной медиатеке имеются DVD со следующими фильмами: «Школьные праздники», «Вспоминают ветераны», «Мой край. Моя Малая Родина», «История в лицах», «Исторические памятники нашего края», «Первоцелинники «Курского».

Подготовка к ЕНТ с помощью ИКТ

Не могу не отметить большую эффективность использования мультимедийных технологий для подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации в форме тестирования в рамках Единого национального тестирования выпускников. (ЕНТ – аналог ЕГЭ в России) Казахстана, проводимого в стране с 2004 года.

Мультимедийные технологии сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 3/4 часть увиденного и услышанного, больший объём учебного материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕНТ?

Первое – это хронологические практикумы. Существуют различные приёмы запоминания дат такие, как принцип «колодца», аналогии. Считаю, что знание наизусть более 600 дат из истории Казахстана для учеников сложно, учитывая, что также необходимо знать хронологию всемирной истории.

Второе условие успешной подготовки к ЕНТ – это обязательное изучение исторического пространства.

Третьим условием успешной подготовки к ЕНТ является знание исторических персонажей. Мир их перенаселён, но знать их необходимо.

Четвертым условием подготовки к ЕНТ является проведение элективных курсов. Поэтому для проведения занятий мной разработан курс подготовки к ЕНТ.

Для того чтобы ученику успешно сдать ЕНТ, необходима систематическая подготовка. Основная задача учителя – систематизировать и углубить знания учащихся по истории за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса можно осуществлять с помощью разрабатываемой мной программы курса подготовки к ЕНТ, включающую в себя электронные пособия. Это продукты казахстанских разработчиков. В школах имеются оболочки для создания собственной базы для компьютерного тестирования. Данные ресурсы включают теоретическую базу данных и базу тестовых заданий. В мультимедийном кабинете ученики имеют возможность самостоятельно составлять и использовать тестовые задания.

С целью качественной и результативной подготовки к ЕНТ мною используется специальный курс для 10 и 11-классников.

Курс включает в себя три раздела: теория, тестовые задания, ответы и комментарии.

Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно осваивать предложенный материал на занятиях спецкурса. Курс построен таким образом, что в процессе обучения, согласно учебному плану, учащиеся выполняют предложенные тесты. Учащиеся сами готовят решения тестовых заданий, ищут ответы и комментарии к решениям.

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕНТ

Учитель вправе ожидать следующие результаты:

– повышение мотивации к обучению учащихся;
– овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
– формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
– организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
– создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
– развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности учащихся

В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты (например, групповой проект оформления школьного краеведческого зала, тематической выставки в классе, библиотеке, школе, рекреации).

Ученики принимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках недели истории, декады краеведения, в олимпиадах, в республиканских марафонах и интеллектуальных играх.), в международном конкурсе «Кенгуру» (2002-2010 г.), «Ак бота» (2002-2010 г.), «Русский медвежонок» (2002-2010 г.) и т.п.

Заключение

Очевидно, что информатизация общества, влекущая за собой и информатизацию образования, имеет неоспоримые достоинства и недостатки. Формирование универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т. д.), является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Использование мультимедийных технологий позволяет:

– научить самостоятельно мыслить, осмысливать;
– структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Педагоги должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века, выявлять и решать актуальные проблемы Просвещения.

Информационные и мультимейные ресурсы

1. Электоннные учебники издательства Министерства образования и науки Республики Казахстан. Президентская программа информатизации системы среднего образования. Республиканский НМ центр информатизации образования.2001 г.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Москва, 2005, 2007 гг.
3. Коллекция мультимедийных энциклопедий. «RGB-Studio”Алматы, 2008 г.
4. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября», Москва, 2009 г.
5. Электронные учебные пособия – «Основы религиоведения. 34 урока», «Сто презентаций по истории». В.Смолев.2005-2010 гг.
6. Материалы Глобальной сети.
 
Форум » Услуги » Методобъединение учителей истории, права, ОПК, МХК » Использование информационно-коммуникационных технологий (Использование информационно-коммуникационных технологий)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz