Классный час "Супружество без брака?" - Форум
Четверг, 08.12.2016, 05:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МБОУ "Школа №26" г.Керчь

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Услуги » страница психолога » Классный час "Супружество без брака?" (Классный час "Супружество без брака?")
Классный час "Супружество без брака?"
librarianДата: Среда, 17.10.2012, 20:26 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Классный час "Супружество без брака?" 21 Апрель 2010, 13:32

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке.*)1 Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.

И в то же время, по ряду исследований ценностей подростков, проведенных 1999 по 2001 год, счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые. *)2

Предлагаемый классный час – это час общения на актуальную для старшеклассников тему. Ключевые понятия – семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

*)1 Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие на здоровье и продолжительность жизни россиян//Наука. Технологии. Инновации. – №2-3. – 2004

*)2 Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.Генезис. 2000г.

Цели: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте, имеющем высокую личностную и общественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям национальной культуры; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Подготовительная работа с детьми

Оборудование
Подготовить карточки с заданиями для 3-х групп (работа с понятиями):
1 группа

Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает):

– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.

– Семья – это "общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи”*)3

*)3 Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / Семья на пороге третьего тысячелетия. Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей. М. 1995.

2 группа

Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?

3 группа

Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?

Подготовить три комплекта деталей детского конструктора (обязательно с картинкой-схемой),

из которых можно собрать какую-либо игрушку: самолет, машинку, трактор и т.п. Или три набора пазлов.



Оформление классного часа
Фотографии, картинки, плакаты на тему «Семья», «Материнство», «Детство»
У доски поставить 3 стола для игроков (чтобы каждая пара стояла лицом к классу)



План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Работа с понятиями.

1. Семья = семь «я»

2. Что берут в браке?

3. В одной упряжке.

III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».

IV. Ролевая игра. «Совет да любовь».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.



Ход классного часа





I. Вступительное слово.

Классный руководитель. Как вы думаете, какие ценности у современных подростков на первом месте: богатство, здоровье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Дети высказываются)

Классный руководитель. Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Ученые дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы детей:

– У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.

– Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу: «уйди, не до тебя!»

– Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода родителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижимым чудом.

– Многие дети не верят, что смогут обеспечить семью. А без материальной базы, какое же счастье?

– Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.

Классный руководитель. Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

– Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом?

– Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы детей:

– Для продолжения рода.

– Чтобы вести совместное хозяйство (в старину).

– Жить друг без друга не могут.

– По традиции, чтобы быть не хуже других.

– В поисках материальной выгоды.

– Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).

Классный руководитель. Слово «брак» употребляется в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и каким должен быть в наше время.



II. Работа с понятиями («семья», «брак», «супружество»)

Классный руководитель. Говоря о семье, мы употребляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточнить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).

1. Семья = семь «я»

Классный руководитель. Первая группа поработает со словом «семья». Какое определение семьи вам кажется более точным и почему (читает):

– Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.

– Семья – это "общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и социализации детей, а также содержания (поддержания существования) членов семьи”*)3

*)3 Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов / Семья на пороге третьего тысячелетия. Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей. М. 1995.



2. Что берут в браке?

Классный руководитель. Вторая группа подумает о значении и происхождении слова «брак».

Русское слово "брак" происходит от слова "брать". Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком? Какие обязательства берут на себя в таком браке?



3. В одной упряжке.

Классный руководитель. Третья группа раскроет смысл слова «супружество». Супруги - значит «вместе спряженные», то есть два человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет буксовать?

(В течение 5 минут дети обсуждают вопросы)

Классный руководитель. Слушаем представителей групп.

(Учитель дает слово представителям групп. Дети высказываются)

Примерные ответы:

1-я группа:

– Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.

2-я группа:

– В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреждения. Гражданский брак – это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В гражданском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

3-я группа:

– Брак будет крепким, когда они вместе тянут ОБЩИЙ груз, идут в ОДНОМ направлении, объединены ОБЩИМИ целями и задачами, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать»

Классный руководитель. Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами брак, семья, супружество?

Примерные ответы:

–Конечно, если они будут считать, что семья – это просто совместное проживание, а брак – только штамп в паспорте, супруг – просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

Классный руководитель. Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общими «понятиями» семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.



III. Дискуссия. «Гражданский брак – «за» и «против».

Классный руководитель. В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки - без создания семьи.

Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание?

(Супружество без изъянов, без ошибок и супружество без обязательств)

– В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»?

(Супружество без обязательств)

– Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении - в противовес церковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.

Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:

– Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства

– Это вроде теста, справишься ли ты с ролью мужа или жены?

– Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.

– В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся – полная свобода!

Классный руководитель. Теперь слово противникам.

Примерные ответы:

– Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

– И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

– Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

– А вдруг в этом браке появиться ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

– Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается».
– При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

Классный руководитель. Скептики презрительно кивают на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущественные и прочие права супругов и их детей.

Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

Примерные ответы:

– Плавно перетекает в официальный брак.

– Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.

– Потерянное время, разочарование в семейной жизни, ненависть к представителям противоположного пола, одиночество

– Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток мигрантов, активизация фашизма.

Классный руководитель. В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов – этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:

– Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

– Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.

– Нужно объявлять выговоры, штрафовать.

– Вернуться к истокам, к вере.

– Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

Классный руководитель. Брачные отношения между супругами - это, прежде всего обязательства. Следовательно, отказывающиеся от брака, в супружестве, отказываются, прежде всего, от взаимной ответственности.



IV. Ролевая игра. «Совет да любовь»

Классный руководитель. Прежде чем послать экипаж на орбиту, космонавтов проверяют на психологическую совместимость. А супругам, которые впряглись в семейный воз, приходится выстраивать отношения по ходу движения, когда семейный корабль уже вышел на орбиту. Что значит быть в одной упряжке? Попробуем разобраться в этом в ходе игры, которую мы назвали: «Совет да любовь».

В игре примут участие 3 пары добровольцев. Им предстоит всего за 5 минут решить трудную семейную задачу. Сегодня эта задача предстает перед ними и в виде головоломки из детского конструктора. Каждая пара должна собрать определенную фигуру из деталей головоломки.

Какая пара лучше всех справится с задачей? На этот вопрос предстоит ответить зрителям.

Итак, прошу добровольцев к доске.

(Выходят три пары добровольцев. Учитель предлагает им выйти за дверь, чтобы подготовить материалы для игры)

Классный руководитель. Пользуясь отсутствием игроков, я хочу объяснить вам критерии оценки. Для нас важно оценить, может ли данная пара успешно работать именно «в упряжке»? Насколько они понимают, уважают друг друга, поэтому внимательно присмотритесь, как они общаются друг с другом, есть ли у них лидер, глава, способны ли они идти на взаимные уступки или у них нет взаимопонимания, и каждый действует сам по себе или стремится подавить другого. Чтобы ничего не упустить, предлагаю каждому ряду сосредоточить внимание на одной паре (1- на первой, 2-й – на второй и т.д.)

(Затем учитель приглашает пары в класс, предлагает занять места и объясняет суть задания)

Классный руководитель. Задания получены, начинаем игру.

(В течение 5 минут участники игры собирают головоломки. Зрители внимательно следят за ходом работы, отмечают их реплики, жесты, манеру отношений)



Классный руководитель. Спасибо нашим уважаемым добровольцам за участие в игре. Но теперь я открою секрет, что в этом нехитром испытании проверялись не быстрота и сноровка, а именно умение сотрудничать. Ведь об одних семьях говорят: «живут душа в душу», «понимают друг друга с полуслова», а о других говорят: «живут как кошка с собакой», «тянут воз в разные стороны». Послушаем, что скажут о наших парах зрители.

Зрители комментируют действия игроков.

Классный руководитель. Способность к взаимопониманию, взаимоуважение. Именно на этих качествах держится семья. Недаром лучшее пожелание молодоженам – «Совет да любовь!»

От этих неуловимых качеств зависит и благополучие, и моральный климат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, а кто-то учится этому всю жизнь.



V. Заключительное слово.

Классный руководитель. Как-то мне попалась фраза одного православного священника, который сказал: «Мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 миллионов человек (к тому же пенсионеров), а в соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся».

Современные подростки уже мечтают о счастливой семейной жизни. Но недаром же говорят, что мечты материальны. Если очень сильно захотеть, они обязательно сбудутся. А значит, к середине 21 века в России будут миллионы счастливых многодетных семей.



VI. Подведение итогов.

Классный руководитель. Разделяете ли вы оптимизм священника? Что дало вам уточнение понятий «семья», «брак», «супружество»? Изменилось ли ваше отношение к гражданскому браку? Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?
 
librarianДата: Среда, 17.10.2012, 20:27 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 358
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Сценарии

Классный час

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Любовная лодка разбилась о быт
Проблемная беседа со старшеклассниками


Размышления о том, как уживаются в семье любовь и быт, казалось бы, тривиальны. Но, с другой стороны, в таком аспекте проблема взаимоотношений юношей и девушек обсуждается редко, тем более в школе и, следовательно, часто просто недооценивается молодежью.

Задачи:

• сформировать мотивацию на создание крепкой семьи;

• способствовать формированию умения находить компромисс в семейных отношениях;

• развить рефлексивные умения;

• диагностировать уровень готовности учащихся к семейной жизни (практические умения и навыки).
Проблемы молодой семьи

Классный час начинается с формирования у учащихся мотивации.

Учитель. Хотели бы вы иметь крепкую, счастливую семью? От чего это зависит?

Школьники отвечают, в том числе называют любовь супругов друг к другу.

Учитель. Действительно, подавляющее большинство супружеских пар заключают брак по любви. Почему же тогда до 60% браков распадается?

Учащиеся во фронтальной беседе высказывают свои предположения о причинах разводов. Сами или с подсказкой учителя называют неспособность супругов совместно решать бытовые проблемы как причину ухудшения отношений.
Дела и обязанности

Учитель. Давайте попробуем смоделировать бытовые проблемы молодой семьи. Для этого поработаем в группах.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: составить список домашних дел и обязанностей в семье и распределить их между мужем и женой.

Примерный список дел:

• походы в магазин;

• уборка квартиры;

• мытье посуды;

• приготовление еды;

• глажка белья;

• починка одежды и обуви;

• мелкий ремонт;

• оплата коммунальных услуг.

После того как группы составят свои списки, они обсуждаются всем классом. В ходе обсуждения будут возникать противоречия, о которых и следует поговорить.

Примечание. Учитель может рассказать старшеклассникам, как проблема домашней работы решалась в традиционной семье и как решается в современных обществах; о распределении домашних дел в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями полов; о биологической целесообразности распределения труда; о времени, которое затрачивается женщиной и мужчиной на домашний труд; об энергозатратах на различные виды домашней работы.

Учитель. А сейчас, после нашего обсуждения, я предлагаю вам сформулировать правила распределения домашних обязанностей.

Школьники работают в группах, затем подводятся итоги работы.

Возможные правила:

• нет чисто женских и мужских дел;

• часть дел можно выполнять вместе;

• обязанности должны распределяться справедливо;

• должна существовать взаимозаменяемость супругов;

• никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие отвечают оба;

• чтобы существовали взаимозаменяемость и поддержка в семье, каждый из супругов должен уметь выполнять все виды домашней работы.
Мои домашние заботы

Учитель. Попробуйте проверить свою практическую готовность к семейной жизни. Используя составленный список домашних дел, оцените свои умения и навыки их выполнения: 0 баллов – не умею; 1 балл – умею плохо; 2 балла – хорошо выполняю. Посчитайте средний балл и получите уровень своей практической готовности к самостоятельной семейной жизни.

Задание выполняется индивидуально. Для наглядности можно предложить учащимся примерную шкалу оценок, разбив ее на три равных отрезка, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровень готовности к семейной жизни.

Учитель. Ясно, что ведению домашнего хозяйства, организации быта, как и всему в жизни, надо учиться. Где молодые люди могут научиться домашним делам?

Школьники высказываются. Учитель подводит их к мысли, что научиться домашним делам можно в семье, в которой человек растет.

Учитель. Получается, когда родители требуют от вас, чтобы вы взяли на себя часть дел, они не хотят избавиться от домашней работы за ваш счет, а готовят вас к семейной жизни. Предлагаю проверить, насколько серьезно ваши родители готовят вас к будущей семейной жизни. Работая со списком домашних дел, отметьте, какие дела и насколько часто вам приходится выполнять: 0 баллов – никогда, 1 балл – иногда, 2 балла – регулярно. Посчитайте средний балл.

Ученики выполняют индивидуальное задание.
Тяжелый труд

Учитель. Некоторые родители говорят: “Еще успеет наработаться – жизнь длинная, пусть сейчас нагуляется” – и освобождают своих детей от всех домашних дел. Как вы считаете, пользу или вред они приносят своему ребенку?

Ученики снова работают в группах. Их задача – определить положительные и отрицательные последствия такой позиции родителей. Учитель выписывает результаты работы групп на доске в две колонки. Школьники с опорой на вспомогательные вопросы учителя обсуждают проблему необходимости формирования у молодого человека ответственного отношения к домашним обязанностям.

Возможные вопросы:

• В чем должна состоять бытовая подготовка к будущей семейной жизни?

• От чего зависит тяжесть домашних дел?

• К чему может привести нежелание участвовать в организации быта одного из членов семьи?
Подготовка к будущему

Учитель. В качестве подведения итогов нашего классного часа я предлагаю вам подумать, о чем же надо помнить молодой семье, супругам, чтобы их любовная лодка не “разбилась о быт”.

В ходе работы в группах либо фронтальной беседы формулируются основные условия создания гармоничных отношений в семье, связанные с организацией быта.

Возможные условия:

• готовность каждого брать на себя ответственность за быт семьи;

• умение выполнять важнейшие бытовые дела;

• способность договариваться.

В заключение беседы учитель может подчеркнуть мысль о том, что семейное благополучие зависит не только от умения распределять домашние дела, но и от многих других составляющих семейного счастья, о которых пойдет речь на следующих классных часах, а также задать школьникам вопрос: какие аспекты данной темы они хотели бы рассмотреть в первую очередь?
 
Форум » Услуги » страница психолога » Классный час "Супружество без брака?" (Классный час "Супружество без брака?")
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz